Вам предлагаются тестовые задания на основе контекста с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных.
KАРТИНА А. КАСТЕЕВА «МОЛОДОЙ АБАЙ»
Mы находимся в картинной галерее Абылхана Кастеева. Перед вами картина «Молодой Абай», написанная художником в 1945 году. Кастеев – один из первых художников, который обратился к образу Абая в живописи.
Портрет выдержан в сдержанной коричневато-зелёной гамме. Художник особо выделил целеустремленность, духовность, небывалую тягу к знаниям. Многие казахстанские художники писали портрет Абая, но, в основном, это были портреты Абая в зрелом возрасте. А. Кастеев сумел представить казахского просветителя совсем ещё юным, ему здесь нет и семнадцати. Он ещё ученик, а не учитель. Его пытливый взгляд устремлён вдаль, в руках – раскрытая книга. Вероятно, он что-то прочитал и теперь задумался над прочитанным.
По-юношески нежная кожа, пухлое румяное лицо, красные губы. Однако высокий чистый лоб, ясный пытливый взгляд, устремлённый куда-то во вне, плотно сжатые губы, твёрдая линия бровей – всё это указывает на то, что перед нами великий мыслитель. Так смотрят люди, захваченные какой-то неожиданной мыслью. Видимо, он только что прочёл в книге что-то такое, что заставило его встать и пойти – всё равно куда, только бы остаться одному. В этом взгляде есть что-то от великих мыслителей востока – ИбнСины, Омара Хайяма.
Чёрная рубашка, сверху – зелёный бархатный камзол, на голове – чёрная тюбетейка. В одежде нет ничего лишнего, она выдаёт умеренность и опрятность хозяина. Автор использовал приглушённые цвета: тёмнозелёный, серый, чёрный, бледно-розовый. Они передают настроение героя – задумчивость, созерцательность. Художник сознательно избрал не поясный портрет – одну из наиболее распространённых форм композиции в портретной живописи, – а даёт почти поколенное изображение Абая. Такая композиция способствует впечатлению монументальности портрета. Это вполне соответствует значительности образа поэта. Образная убедительность портрета не потеряла своего значения и сейчас. А. Кастеев показал великую просветительскую роль Абая для казахского народа.
Oтличительная особенность жанровых полотен А. Кастеева – связь человека с окружающей средой, с пейзажем. На картине «Абай на джайлау» художник изобразил Абая Кунанбаева на фоне родного аула, необъятной казахской степи, с томиком А. С. Пушкина – своего верного учителя. Известно, что в 1889 году Абай перевёл несколько отрывков из «Евгения Онегина».
Tаким образом, мы видим, что полотна А. Кастеева – непревзойдённые шедевры казахской живописи. Они позволяют увидеть нам ту достоверность обстановки и быта, в которой жил и творил великий Абай.
«Передо мной картина Кастеева «Молодой Абай». Название точно подходит к картине. Юноша устремляет взгляд вперёд. Смолистые глаза и волосы великолепно сочетаются с чёрной рубашкой, аккуратно выглядывающей из халата. Тёмно-зелёный фон картины подчёркивает светлое лицо Абая и руку, держащую книгу стихов. Абай читает поэзию Востока! Брови вразлёт, слегка шевелящиеся губы, приподнятый подбородок и светящиеся глаза, полные любви!» – цель, объединяющая оба текста